Есть места на нашей планете, которые притягивают, манят своей таинственностью. С давних времен и по сей день люди пытаются разгадать их загадку. Но пока не находят ответа на вопрос: чем служили таинственные строения для наших далеких предков? И, наверное, истина не будет установлена никогда...
Одно из таких мест находится в сотне километров от Кировограда в Устиновском районе. Жители окрестных сел хранят о нем легенды и испытывают некое благоговейное почитание, интуитивно чувствуя чудотворность первобытной древности. А профессионалы-историки предпочитают не замечать неудобное и трудоемкое для научных исследований место, дабы в ходе его изучения не понадобилось изменять многое в системе ныне действующих исторических координат. Но от Монастырища (так называют его местные жители) никуда не денешься...
Урочище Монастырище охраняется государством, как памятник природы, однако, по многим причинам не признается рукотворный характер его создания.
Автор не претендует на окончательность толкований и оценок. Одно лишь можно утверждать наверняка: это место - уникальное, и для украинской культуры значит не меньше, чем пирамиды для Древнего Египта.
Посреди широкой зеленой степи каменистый каньон открывает взгляду удивительную картину. В центре громадная овальная скала, которая с одной стороны омывается рекой Ингул, с другой обрамлена широким круглым амфитеатром. Высота скалы - приблизительно тринадцать, длина - около пятидесяти, ширина - около двадцати метров. Северная, восточная и западная стены - отвесные, южная - пологая. Все сооружение вымощено огромными прямоугольными каменными блоками и по форме напоминает срезанную пирамиду с плоской верхней площадкой. Особенно впечатляют размеры каменных блоков. Возникает вопрос: кто и при помощи каких механизмов вырезал эти глыбы, как передвигал и складывал их? Кстати, на аналогичный вопрос, касательно строения египетских пирамид, однозначного ответа нет до сих пор.
И, наконец, о самом загадочном - об украшениях сооружения. На верхней площадке в разных местах находится множество крупных скульптурных глыб, очень выразительных по форме. Прошло слишком много столетий и даже тысячелетий, ветер, вода, лишайники и время обтачивали камни. Однако они сумели сохранить сходство с мифическими животными. Науке известны подобные скульптурные изваяния древних. Их обычно называют менгирами. Люди, еще не овладевшие искусством ваяния. Искали характерные камни в природе, ассоциируя их с животными или человеком. Недостающие черты придавали камням с помощью неглубокого рельефа или царапин.
О Монастырище из поколения в поколение передаются легенды, которые до сих пор рассказывают старожилы. По одной из них в скале спрятаны казацкие (или татарские) клады, а вход в хранилище находится где-то сверху, выход - под водой посреди реки.
Некоторые легенды связаны с местным паном Требиновским, у которого была возлюбленная - сельская красавица. Она забеременела и, избегая людских глаз, в одиночестве жила в одной из пещер Монастырища, как монахиня в келье.
Местные жители рассказывают также, что за грех прелюбодеяния на Монастырище отсылали монахинь, где они каторжным трудом искупали свой грех.
Характерно, что во многих легендах фигурируют именно женщины, отказавшиеся выходить замуж или совершившие грех прелюбодеяния. Именно этот миф является основным в распространенных в Украине легендах о Девичь-горах, на которых беременные или неспособные забеременеть женщины изолировались на какое-то время в особых местах под надзором жриц-вещуний. Здесь они лечились травами, энергетическими полями этих мест, совершали культовые обряды.
Старожилы помнят, что когда-то здесь хотели начать строительство монастыря. Возможно отсюда и происходит название - Монастырище?..
Путь по белым камням площади к подножию пирамиды представляет S-образную фигуру с овалом скалы в конце. Иначе пройти нельзя: справа и слева либо болото, либо кустарник, либо скалистые обломки.
Подобные спирали, цепляющиеся друг за друга, известны нам в основном по орнаментам трипольской керамики Поднепровья. В начале ХХ века археолог К. Болсуновский высказал мысль о том, что спираль передает образ змея. Со временем эта интерпретация стала привычной. В. Г. Збенович проследил изменение образа от пугающего огнедышащего дракона в раннем Триполье до сказочного крылатого змея, объединяющего небо с землей в конце ІІІ тысячелетия до нашей эры.
В данном случае на верхнюю площадку пирамиды можно попасть лишь с ее южной стороны. Именно здесь находится некое подобие лестницы. Справа и слева подъем сопровождают каменные глыбы. На одной из них примитивно, но четко, как на детском рисунке, «процарапаны» глаза, нос и рот. «Лицо» этого создания размером в человеческий рост. Его тело также изогнуто латинской буквой S.
После такой находки возникает желание более внимательно осмотреть всю лестницу. Среди наиболее интересных находок: рыба (или черепаха?) и... ноги, вероятно, от отсутствующей верхней части скульптуры. Вокруг и внизу у скалы беспорядочно разбросаны крупные обломки камней. Если бы их поднять и реконструировать, получилась бы целая галерея древних идолов (видимо мелкого и среднего рангов, если учитывать место, отведенное им в пантеоне).
кажутся более-менее одинакового размера и прямоугольной формы. Выделяются два плоских овальных камня - у входа и немного подальше. Длина их около четырех метров, ширина - около двух. На одном из них и еще в двух местах на скале найдены каплеобразные углубления одинакового размера, приблизительно 25-30 см в поперечнике и сантиметров 10-15 в глубину. Они очень напоминают посудины со стоком. Так как, вероятней всего, здесь имели место языческие представления, на ум сразу же приходят культовые жертвоприношения. Одним из вариантов принесения жертвы было перерезание наиболее крупных кровеносных сосудов на ее теле и коллективное созерцание вытекающей крови. В представлении древних именно в крови жила душа. Убивая своих врагов, дикари верили, что их богам нужны души жертв, а значит - их кровь. Вероятно, именно для собирания ее и создавались эти сосуды.
Таких капель-углублений - три: одно на плоской большой плите в юго-западной части площадки и два - прямо наверху одного из четырех каменных изваяний пирамиды. Эти же скульптуры являются центром композиции верхней площадки сооружения. Каждая из них, по-видимому, изображала некое животное и была направлена в одну из сторон света, являясь своеобразным компасом-указателем. Животное, смотрящее на юг, очень похоже на быка. Восточное направление ассоциируется со львом. Образ льва, как считают ученые, имеет арийское ведическое происхождение и символизирует выгоревшую под солнцем степь, откровенную власть над просторами и силу. Два других образа пока неясны.
Аналогичное четырехликое божество существует в древнеиндийской традиции. Примерно в 250 году до нашей эры в городе Сарнатхе по велению царя Ашоки была воздвигнута пятидесятитонная монолитная колонна. Она была увенчана капителью из четырех львов. Охраняющих четыре стороны света. Передними лапами львы упираются в 24-спицевые колеса дхарны - колеса человеческой судьбы. Одновременно они символизируют и четыре первоэлемента (огонь, воздух, воду, землю), которые выражены на колонне фигурами коня, льва, слона и быка. В нашем случае животные, обращенные на север и на запад, могут быть слоном и конем.
Подобные древнейшие скульптуры и другие мегалиты (древние громадные каменные сооружения) известны в Европе с середины IV тысячелетия до нашей эры, что дает возможность приблизительно определить временные рамки создания пирамиды. Тогда же в IV-III тысячелетиях до нашей эры, в среднем Поднепровье и Поднестровье существовала культура, называемая в археологии трипольской. Верховное божество трипольцев также изображается на сосудах четырехликим. Академик Б. А. Рыбаков писал по этому поводу: «Космическое божество смотрело своими солнечными очами на юг и на север, на восток и на запад... оно было воистину вездесущим».
В юго-западной части Монастырища находим также углубление со стоком посреди большой плоской каменной плиты. От нее к центру скалы тянется нагромождение камней. Разгадка композиции стала бы гораздо доступнее, если бы удалось сфотографировать ее с воздуха.
Более внимательное разглядывание камней навело на предположение, что это изображение лежащей женщины. Длина скульптуры около 15 метров. На лице линейно обозначены нос и глаза. Подобный стиль изображения человеческого лица встречается все на тех же керамических трипольских сосудах.
Несомненно, здесь имел место культ матери, хранительницы первобытной общины, ее «мирового дерева». Община жила и дышала общими радостями и невзгодами, развивалась. Росла и ветвилась от поколения к поколению. Нам многое известно о занятиях и быте, культовых представлениях трипольцев. Возможно, Монастырище было их крупным святилищем.
Но каково же самоназвание этого народа? Известный востоковед и культуролог Александр Шокало считает временем рождения земледельческой культуры Поднепровья V тысячелетие до нашей эры и называет эту культуру арийской...
В ХХ столетии слово «ариец» закрепило за собой определенное одиозное понятие, а принципы арийской духовной культуры извращены. Однако, арии (вариант - ории) - самоназвание первотворцов аграрной культуры евразийского материка. Вероятным местом ее зарождения можно считать среднее Поднепровье и Поднестровье.
У древних трипольцев-ариев не существовало письменности. Все знания и традиции передавались устно и были записаны лишь в I тысячелетии до н. э. В середине II тысячелетия до н. э. арии расселились на восток и на юг материка, создав две большие ветви: иранскую и индийскую. Индийские письменные источники «Веды» наиболее полно и выразительно донесли до нас основы арийской культуры. В них собраны гимны, магические заклинания, отрывки древних мифов, описание религиозно-бытовых обрядов и религиозных культов. Именно здесь находим описание древнеиндийского культового места. Оно имело вид большой горы с широкой жертвенной площадкой наверху.
Обычай молиться на вершинах гор есть во многих древних культурах. Такие «мировые горы» были в доме (очаг), в поселении (алтарь на центральной площади). Но со временем они перестали удовлетворять потребности больших общин. И тогда возникают межплеменные и межобщинные культовые сооружения, к которым, вероятно, и относилось Монастырище. Где-то поблизости должны быть следы поселений. Обратимся к данным археологов.
На расстоянии приблизительно километра от урочища находится поселение Сабатиновской (XIV-XIIст. до н. э.) и Черняховской (II-IV cт. н. э.) культур. Есть поблизости и скифские курганы (I тысячелетие до. н. э.) Значит, по крайней мере, с середины II тысячелетия до н. э. тут селились люди.
Место для «мировой горы» тщательно выбиралось. Оттуда изгонялись злые духи. Жертвенная площадка сначала была просто земляной горой, которую утрамбовывали. Покрывали сеном и дровами. Для этого использовались природные холмы или же их насыпали вручную. Позже община стала выстилать их камнем или кирпичом.
На северной стороне жертвенной площадки находился алтарь со святыней общины. Перед алтарем размещали жертву и готовили «сому» - возбуждающий божественный напиток, которым потом поили и орошали гору. Трением двух кусков сухого дерева возжигали огонь - «агни» - в центре горы. Затем убивали жертвенных животных, а в архаичные времена - людей и готовили еду для богов. Ее смаковали всей общиной, пили «сому», пели, танцевали и молились. Принося жертву, община как бы вскармливала и поддерживала саму себя, воспроизводя связь действующих членов друг с другом и с умершими предками. «Веды» в понимании ариев, были не только рациональным знанием, но и молитвой с оттенком религиозного возбуждения, экстаза.
«Мировое дерево» общины вырастало из мифической «мировой горы», во чреве которой, по представлению древних, скрывалась первопричина всего - «мировое яйцо». Из него происходило все, и в него уходило все после смерти. Храмовая гора-родительница ассоциировалась с женщиной-матерью, и с «мировым деревом», и с гробницей. Здесь совершались ритуалы, разыгрывались культовые мистерии. Вокруг нее бурлила жизнь. Ее кормили, здесь черпали силы.
Образ «мирового яйца» известен каждому ребенку по древней украинской сказке «Яйце-райце». Согласно повествованию, из мифического яйца возникает весь мир и в него же затем возвращается. Есть ли подобное энергетическое яйцо внутри монастырищенской скалы - сказать трудно. Однако в центре верхней площадки находится полусферическая глыба. Между площадкой и глыбой - щель, шириной около 40 сантиметров, ведущая вглубь горы. Никто не отваживается пролезть в пещеру без специальных приспособлений. Но одно несомненно: пустота внутри существует.
К сожалению, до сих пор неизвестны подобные археологические памятники на территории Украины, но их существование можно предположить. Академик Б. А. Рыбаков в монографиях «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» приводит описание таких жертвенников более позднего времени, обнаруженных на территории современных славянских государств. Он отмечает, что тема эта практически не изучена и находки такого рода являются случайными. А потому дальнейшее исследование такого уникального сооружения, каким является Монастырище, вне всякого сомнения, должно сослужить большую услугу исторической науке. Возможно, такие исследования помогут заполнить имеющиеся белые пятна в научных трудах о развитии человеческих цивилизаций.
Автор Оксана Иващенко
Урочище Монастырище охраняется государством, как памятник природы, однако, по многим причинам не признается рукотворный характер его создания.
Автор не претендует на окончательность толкований и оценок. Одно лишь можно утверждать наверняка: это место - уникальное, и для украинской культуры значит не меньше, чем пирамиды для Древнего Египта.
Посреди широкой зеленой степи каменистый каньон открывает взгляду удивительную картину. В центре громадная овальная скала, которая с одной стороны омывается рекой Ингул, с другой обрамлена широким круглым амфитеатром. Высота скалы - приблизительно тринадцать, длина - около пятидесяти, ширина - около двадцати метров. Северная, восточная и западная стены - отвесные, южная - пологая. Все сооружение вымощено огромными прямоугольными каменными блоками и по форме напоминает срезанную пирамиду с плоской верхней площадкой. Особенно впечатляют размеры каменных блоков. Возникает вопрос: кто и при помощи каких механизмов вырезал эти глыбы, как передвигал и складывал их? Кстати, на аналогичный вопрос, касательно строения египетских пирамид, однозначного ответа нет до сих пор.
И, наконец, о самом загадочном - об украшениях сооружения. На верхней площадке в разных местах находится множество крупных скульптурных глыб, очень выразительных по форме. Прошло слишком много столетий и даже тысячелетий, ветер, вода, лишайники и время обтачивали камни. Однако они сумели сохранить сходство с мифическими животными. Науке известны подобные скульптурные изваяния древних. Их обычно называют менгирами. Люди, еще не овладевшие искусством ваяния. Искали характерные камни в природе, ассоциируя их с животными или человеком. Недостающие черты придавали камням с помощью неглубокого рельефа или царапин.
О Монастырище из поколения в поколение передаются легенды, которые до сих пор рассказывают старожилы. По одной из них в скале спрятаны казацкие (или татарские) клады, а вход в хранилище находится где-то сверху, выход - под водой посреди реки.
Некоторые легенды связаны с местным паном Требиновским, у которого была возлюбленная - сельская красавица. Она забеременела и, избегая людских глаз, в одиночестве жила в одной из пещер Монастырища, как монахиня в келье.
Местные жители рассказывают также, что за грех прелюбодеяния на Монастырище отсылали монахинь, где они каторжным трудом искупали свой грех.
Характерно, что во многих легендах фигурируют именно женщины, отказавшиеся выходить замуж или совершившие грех прелюбодеяния. Именно этот миф является основным в распространенных в Украине легендах о Девичь-горах, на которых беременные или неспособные забеременеть женщины изолировались на какое-то время в особых местах под надзором жриц-вещуний. Здесь они лечились травами, энергетическими полями этих мест, совершали культовые обряды.
Старожилы помнят, что когда-то здесь хотели начать строительство монастыря. Возможно отсюда и происходит название - Монастырище?..
Путь по белым камням площади к подножию пирамиды представляет S-образную фигуру с овалом скалы в конце. Иначе пройти нельзя: справа и слева либо болото, либо кустарник, либо скалистые обломки.
Подобные спирали, цепляющиеся друг за друга, известны нам в основном по орнаментам трипольской керамики Поднепровья. В начале ХХ века археолог К. Болсуновский высказал мысль о том, что спираль передает образ змея. Со временем эта интерпретация стала привычной. В. Г. Збенович проследил изменение образа от пугающего огнедышащего дракона в раннем Триполье до сказочного крылатого змея, объединяющего небо с землей в конце ІІІ тысячелетия до нашей эры.
В данном случае на верхнюю площадку пирамиды можно попасть лишь с ее южной стороны. Именно здесь находится некое подобие лестницы. Справа и слева подъем сопровождают каменные глыбы. На одной из них примитивно, но четко, как на детском рисунке, «процарапаны» глаза, нос и рот. «Лицо» этого создания размером в человеческий рост. Его тело также изогнуто латинской буквой S.
После такой находки возникает желание более внимательно осмотреть всю лестницу. Среди наиболее интересных находок: рыба (или черепаха?) и... ноги, вероятно, от отсутствующей верхней части скульптуры. Вокруг и внизу у скалы беспорядочно разбросаны крупные обломки камней. Если бы их поднять и реконструировать, получилась бы целая галерея древних идолов (видимо мелкого и среднего рангов, если учитывать место, отведенное им в пантеоне).
кажутся более-менее одинакового размера и прямоугольной формы. Выделяются два плоских овальных камня - у входа и немного подальше. Длина их около четырех метров, ширина - около двух. На одном из них и еще в двух местах на скале найдены каплеобразные углубления одинакового размера, приблизительно 25-30 см в поперечнике и сантиметров 10-15 в глубину. Они очень напоминают посудины со стоком. Так как, вероятней всего, здесь имели место языческие представления, на ум сразу же приходят культовые жертвоприношения. Одним из вариантов принесения жертвы было перерезание наиболее крупных кровеносных сосудов на ее теле и коллективное созерцание вытекающей крови. В представлении древних именно в крови жила душа. Убивая своих врагов, дикари верили, что их богам нужны души жертв, а значит - их кровь. Вероятно, именно для собирания ее и создавались эти сосуды.
Таких капель-углублений - три: одно на плоской большой плите в юго-западной части площадки и два - прямо наверху одного из четырех каменных изваяний пирамиды. Эти же скульптуры являются центром композиции верхней площадки сооружения. Каждая из них, по-видимому, изображала некое животное и была направлена в одну из сторон света, являясь своеобразным компасом-указателем. Животное, смотрящее на юг, очень похоже на быка. Восточное направление ассоциируется со львом. Образ льва, как считают ученые, имеет арийское ведическое происхождение и символизирует выгоревшую под солнцем степь, откровенную власть над просторами и силу. Два других образа пока неясны.
Аналогичное четырехликое божество существует в древнеиндийской традиции. Примерно в 250 году до нашей эры в городе Сарнатхе по велению царя Ашоки была воздвигнута пятидесятитонная монолитная колонна. Она была увенчана капителью из четырех львов. Охраняющих четыре стороны света. Передними лапами львы упираются в 24-спицевые колеса дхарны - колеса человеческой судьбы. Одновременно они символизируют и четыре первоэлемента (огонь, воздух, воду, землю), которые выражены на колонне фигурами коня, льва, слона и быка. В нашем случае животные, обращенные на север и на запад, могут быть слоном и конем.
Подобные древнейшие скульптуры и другие мегалиты (древние громадные каменные сооружения) известны в Европе с середины IV тысячелетия до нашей эры, что дает возможность приблизительно определить временные рамки создания пирамиды. Тогда же в IV-III тысячелетиях до нашей эры, в среднем Поднепровье и Поднестровье существовала культура, называемая в археологии трипольской. Верховное божество трипольцев также изображается на сосудах четырехликим. Академик Б. А. Рыбаков писал по этому поводу: «Космическое божество смотрело своими солнечными очами на юг и на север, на восток и на запад... оно было воистину вездесущим».
В юго-западной части Монастырища находим также углубление со стоком посреди большой плоской каменной плиты. От нее к центру скалы тянется нагромождение камней. Разгадка композиции стала бы гораздо доступнее, если бы удалось сфотографировать ее с воздуха.
Более внимательное разглядывание камней навело на предположение, что это изображение лежащей женщины. Длина скульптуры около 15 метров. На лице линейно обозначены нос и глаза. Подобный стиль изображения человеческого лица встречается все на тех же керамических трипольских сосудах.
Несомненно, здесь имел место культ матери, хранительницы первобытной общины, ее «мирового дерева». Община жила и дышала общими радостями и невзгодами, развивалась. Росла и ветвилась от поколения к поколению. Нам многое известно о занятиях и быте, культовых представлениях трипольцев. Возможно, Монастырище было их крупным святилищем.
Но каково же самоназвание этого народа? Известный востоковед и культуролог Александр Шокало считает временем рождения земледельческой культуры Поднепровья V тысячелетие до нашей эры и называет эту культуру арийской...
В ХХ столетии слово «ариец» закрепило за собой определенное одиозное понятие, а принципы арийской духовной культуры извращены. Однако, арии (вариант - ории) - самоназвание первотворцов аграрной культуры евразийского материка. Вероятным местом ее зарождения можно считать среднее Поднепровье и Поднестровье.
У древних трипольцев-ариев не существовало письменности. Все знания и традиции передавались устно и были записаны лишь в I тысячелетии до н. э. В середине II тысячелетия до н. э. арии расселились на восток и на юг материка, создав две большие ветви: иранскую и индийскую. Индийские письменные источники «Веды» наиболее полно и выразительно донесли до нас основы арийской культуры. В них собраны гимны, магические заклинания, отрывки древних мифов, описание религиозно-бытовых обрядов и религиозных культов. Именно здесь находим описание древнеиндийского культового места. Оно имело вид большой горы с широкой жертвенной площадкой наверху.
Обычай молиться на вершинах гор есть во многих древних культурах. Такие «мировые горы» были в доме (очаг), в поселении (алтарь на центральной площади). Но со временем они перестали удовлетворять потребности больших общин. И тогда возникают межплеменные и межобщинные культовые сооружения, к которым, вероятно, и относилось Монастырище. Где-то поблизости должны быть следы поселений. Обратимся к данным археологов.
На расстоянии приблизительно километра от урочища находится поселение Сабатиновской (XIV-XIIст. до н. э.) и Черняховской (II-IV cт. н. э.) культур. Есть поблизости и скифские курганы (I тысячелетие до. н. э.) Значит, по крайней мере, с середины II тысячелетия до н. э. тут селились люди.
Место для «мировой горы» тщательно выбиралось. Оттуда изгонялись злые духи. Жертвенная площадка сначала была просто земляной горой, которую утрамбовывали. Покрывали сеном и дровами. Для этого использовались природные холмы или же их насыпали вручную. Позже община стала выстилать их камнем или кирпичом.
На северной стороне жертвенной площадки находился алтарь со святыней общины. Перед алтарем размещали жертву и готовили «сому» - возбуждающий божественный напиток, которым потом поили и орошали гору. Трением двух кусков сухого дерева возжигали огонь - «агни» - в центре горы. Затем убивали жертвенных животных, а в архаичные времена - людей и готовили еду для богов. Ее смаковали всей общиной, пили «сому», пели, танцевали и молились. Принося жертву, община как бы вскармливала и поддерживала саму себя, воспроизводя связь действующих членов друг с другом и с умершими предками. «Веды» в понимании ариев, были не только рациональным знанием, но и молитвой с оттенком религиозного возбуждения, экстаза.
«Мировое дерево» общины вырастало из мифической «мировой горы», во чреве которой, по представлению древних, скрывалась первопричина всего - «мировое яйцо». Из него происходило все, и в него уходило все после смерти. Храмовая гора-родительница ассоциировалась с женщиной-матерью, и с «мировым деревом», и с гробницей. Здесь совершались ритуалы, разыгрывались культовые мистерии. Вокруг нее бурлила жизнь. Ее кормили, здесь черпали силы.
Образ «мирового яйца» известен каждому ребенку по древней украинской сказке «Яйце-райце». Согласно повествованию, из мифического яйца возникает весь мир и в него же затем возвращается. Есть ли подобное энергетическое яйцо внутри монастырищенской скалы - сказать трудно. Однако в центре верхней площадки находится полусферическая глыба. Между площадкой и глыбой - щель, шириной около 40 сантиметров, ведущая вглубь горы. Никто не отваживается пролезть в пещеру без специальных приспособлений. Но одно несомненно: пустота внутри существует.
К сожалению, до сих пор неизвестны подобные археологические памятники на территории Украины, но их существование можно предположить. Академик Б. А. Рыбаков в монографиях «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» приводит описание таких жертвенников более позднего времени, обнаруженных на территории современных славянских государств. Он отмечает, что тема эта практически не изучена и находки такого рода являются случайными. А потому дальнейшее исследование такого уникального сооружения, каким является Монастырище, вне всякого сомнения, должно сослужить большую услугу исторической науке. Возможно, такие исследования помогут заполнить имеющиеся белые пятна в научных трудах о развитии человеческих цивилизаций.
Автор Оксана Иващенко
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5382
Еще много интересного об этом месте можно почитать и увидеть здесь:
http://ru.ukrainecityguide.com/regions/monastyrische/monastyrische.htm
http://forum.rks.kr.ua/post-190833.html - Монастырищи зимой
Еще много интересного об этом месте можно почитать и увидеть здесь:
http://ru.ukrainecityguide.com/regions/monastyrische/monastyrische.htm
http://forum.rks.kr.ua/post-190833.html - Монастырищи зимой
http://www.youtube.com/watch?v=UaS2McEUMe8 - РЕПОРТАЖ ТСН НА "1+1"